ХАБАРОВСК
тел. 8 (4212) 21-11-54

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГАЛЕРЕИ

13 марта 2019 г. 100 лет со дня рождения Алексея Матвеевича Федотова (1919-1985). 25 лет Картинной галерее имени А. М. Федотова

Опубликовано  15.03.2019 | Деятельность галереи

          АЛЕКСЕЙ МАТВЕЕВИЧ ФЕДОТОВ            

 

 

Сибирь и Дальний Восток. Хамардабан, Саяны и Сихотэ-Алинь. Здесь, на этой высоте, перед тобой на тысячу верст развернется и загудит тайга. И уже вряд ли захочется крикнуть: «Я твой хозяин!». Напротив, сия стихия подскажет, что ты напрасно мечешься и тратишься на пустяки. Она освободит от всего суетного и мелочного. Существуют вещи сильнее тебя и твоей слабости. Здесь, пожалуй, больше всего чувствуется космос, бесконечность пространства и времени…

 

 

Хамардабанский хребет. 1959

100х130 см.

Холст, масло

Дальневосточный пограничный округ, г. Хабаровск

 

Алексей Матвеевич Федотов не писал тематических картин, портретов, натюрмортов, он писал пейзажи. Скалы, покрытые мхом, будто позеленевшим от времени бархатом, неубывающее пространство тайги, чистые воды  Байкала, яркое море багульника на сопках Приморья, могущественные кряжи Сибири, синие горы Камчатки с холодным сверканием снега в расщелинах и яркая осень Приамурья. Само по себе возникло понятие «федотовский пейзаж». Для меня это - ощущение силы и душевного здоровья. Горы, как тяжелый занавес, фиолетовые с синим. Туман окутал их сверху, нависает, спускается полосами. Плотные скалы, сверху туман и дощатые домики, поставленные наскоро.

Но и здесь, на «Крайнем  Севере», чувствуется присутствие человека.                                    

Федотов не был изгоем, очень важно, когда мастер признан в профессиональной среде. Его полотна на вернисажах выставлялись  на самых заметных местах, потому его и не заботило, как и где в экспозиции будут размещены картины. Его ценили художники, ценили за талант. Когда с ним говорили у его произведений, то не прятали глаз, не спешили поблагодарить за усердие и тяжкий труд.  Судили по большому счету, и он этого не боялся.

Художник воистину имел народное признание, многое ему прощалось, образ жизни вел весьма свободный. Был постоянным участником самых престижных художественных форумов, всесоюзных или республиканских выставок.  Несколько раз Хабаровский Союз художников представлял Алексея Матвеевича Федотова на звание Заслуженный художник РСФСР. Увы, кандидатура отклонялась на уровне краевого комитета партии. Существует много сказаний и легенд по этому поводу. Кого винить в том, что Федотов на официальном уровне не был никак отмечен?

Мне думается, общепризнанное понятие «федотовский пейзаж», синонимом могущественной природы Сибири и   Дальнего Востока,  как «левитановский пейзаж» - узнаваемый образ России, - не меньшая награда для художника.

«Первая победа была им завоевана на художественной выставке 1956 года пейзажем «Байкал», - незабвенный художник Константин Федорович Юон определил работу молодого художника Федотова лучшим живописным произведением о легендарном озере. Федотовым создано немало картин о Забайкалье, но та, которую он назвал «Байкал», стала его живописной поэмой о Сибири, в настоящее время она принадлежит Ульяновскому художественному музею. Как-то при встрече с Алексеем Матвеевичем я спросила его: «Какие картины Вы непременно хотели бы видеть на персональной выставке?».  У каждого художника есть работы, которые составляют смысл его творчества, или те, что считаются автором большой удачей, поэтому вопрос был не праздным. Федотов назвал три: «Байкал», «Амур-батюшка», «Бухта Лаврова».

Пятидесятые… Время грандиозных форм в искусстве и литературе. Тема великой реки задумывалась художником в триптихе, как поэма о величественном Амуре-батюшке. Естественно, жить на берегу столь могучей реки и не восхититься ею невозможно. В 1958 году художник пишет пейзаж под названием «Амур-батюшка» и… считает его вполне законченным,  не видит смысла растягивать тему на три полотна.   К сожалению, картину знаю только со слов многих художников, по фотографиям и  слайдам, разыскать ее мне не удалось. Картина после всесоюзной выставки поступила в Дирекцию художественных выставок Художественного фонда РСФСР (г. Москва), далее ее судьба мне неизвестна. Делала по некоторым предположениям запрос в Русский музей, но ответ получила отрицательный.  Помимо названной картины у художника есть еще несколько посвящений Амуру.    Амур из музея города Комсомольска-на-Амуре, полноводный и яркий, Амур в  «Дальневосточном пейзаже» музея Хабаровска изображен суровой и, я бы сказала, таежной рекой, необжитой, без привычной возвышенности чувств. Два разных Амура.  А вот Амур из буклета к выставке 1983 года в черно-белом варианте. И в этом изображении можно только восхититься композиционной виртуозностью мастера и грандиозностью образа реки.    

 

 

 

Амур. 1983

 

 

 

Амурский пейзаж. 1975 г.

Холст, масло

100 х 250 см.  

Музей изобразительных искусств, г. Комсомольск-на-Амуре

 

 

Посмертная выставка Алексея Матвеевича меня удивила широкой географией нахождения его произведений. Картины художника оказались в самых неожиданных музеях: Осетии, Кабардино-Балкарии, Урала, Забайкалья и Сахалина, в Оренбурге и на Камчатке, в Ульяновске… На картинах Федотова точно определяешь – это Курилы, а это Магадан, а вот, конечно, Гурзуф, Магадан...  Самую точную биографию художников всегда надо искать в их полотнах. Колымские пейзажи - посвящения его отцу Матвею Егоровичу, который сгинул в лагерях Магаданской области. Алексей Матвеевич задумал создать цикл Колымских пейзажей, и получилось так, что они оказались самыми лиричными в его творчестве. В них нет монументальной суровости и динамичности кисти, присущих для северных его работ. «Колымская осень» - колорит построен на теплых сочетаниях охристых, коричневых, серых звуковых акцентов торжественно-вдумчивой палитры… Да, природа безотносительна к нашим чувствам, озвучиваем ее мы. Краски ложатся спокойно, нет привычного темперамента Федотова. Память, красивая и умиротворенная.

 

 

Северный пейзаж

90х120 см.

Холст, масло

Дальневосточный художественный музей, г. Хабаровск

 

Глядя на изображения   Хамардабана, Саян, Камчатки или Сихотэ-Алиня, у зрителя возникает ощущение, что их писал человек недюжинных физических сил. А при знакомстве с Федотовым удивляло несоответствие его внешности и творческих воплощений, и, конечно, более всего удивлял характер. Небольшого роста, скорее подходит слово «щуплый». Привычка передвигаться – стремительная. Манера говорить - скороговорка, сложная для восприятия, словом, не оратор. Да и поступки, прямо скажем, весьма неожиданные… Как все это соотнести с могуществом его пейзажей? Видимо, не мы распределяем таланты, об этом заботятся иные инстанции. Но если говорить по сути, о его отношении к коллегам, друзьям,  долгу художника, наконец, об отношении к женщине - любил он только одну, мать его детей -вот в этой части можно позавидовать.

Федотов мне запомнился почему-то «зимним», из-за щукаревского тулупа, в котором он ходил, кажется, постоянно, и зимой, и летом. И хотя  он обязательно куда-нибудь мчался, запах скипидара, овчины  оставался надолго. Мог шутить сколько угодно, но разговоров, что называется, по душам, когда касалось его кровного, не любил, в этот мир никого не пускал. Его пейзажи-картины впечатляют силой и размахом огромных пространств. Полотна Федотова всегда романтичны, и сейчас, при такой блестящей возможности путешествовать в пространстве, пользуясь интернетом, они не теряют магнетизм. У его полотен вы почувствуете отрешенность от суеты, окажетесь наедине с тем, что создано независимо от деяний человеческих, вы потянитесь к чистому источнику душевного равновесия.

Изобразительная достоверность его произведений кроется в умении работать непосредственно с «натурным материалом», как сухо называют общение художников с природой. Этюды – это всегда живая кисть и свежее чувство, потому они так впечатляют зрителя. Этюд как живой звук, в нем сохраняются искренняя эмоция и беспристрастность восприятия.  Хехцир – не только место отдыха хабаровчан, но и место работы художников. Этюды Хехцира Федотова великолепны! Как передать кистью и красками предчувствие весны, когда нет никаких признаков, но весна не за горами? Почувствовать можно, но как запечатлеть?  Лежит снег, небо холодное. Какие признаки у весны? Они есть: в легкой, розоватой дымке неба, во влажности воздуха, в  немного сиреневых далях…  Живописная тонкость передает эти ощущения и нам, зрителям.  

Этюды, этюды… Сотни впечатлений, живых, непосредственных, от Камчатки, Курил, Сахалина, Приморья…  Если задуматься: как он мог оказаться в столь неожиданных местах, куда и самолетом не долететь? Была другая жизнь, другие нравы. В ту пору в мастерских художников можно было встретить не только музу. Гораздо чаще здесь бывали  врачи, поэты, актеры,  далеко нередкими гостями были и геологи.   Геологи запросто могли захватить с собой художника… Поездки на Чукотку, Камчатку, Байкал были привычными для мастеров кисти. Как жить в СССР и не быть на таких фантастических территориях творческому человеку, тем более художнику? Считалось не мыслимым. Поэтому когда видишь десятки, сотни этюдов Федотова – понимаешь, откуда такие изобразительная спрессованность и сила воздействия на зрителя, почему замысел нашел точную форму, понимаешь, что это озарение не случайно.

 

                                                                        

Весна на Хехцире. Этюд. 1977

Оргалит, масло.

80х104 см.

Хабаровский краевой музей им. Н. И. Гродекова

 

 

 

Крым. Гора Ай-Петри. Этюд

Картон, масло

Картинная галерея им. А. М. Федотова, г. Хабаровск

 

 

Этюд

Картон, масло

Картинная галерея им. А. М. Федотова, г. Хабаровск

 

Пейзажи-картины Алексей Матвеевич писал один, закрывшись в мастерской, злясь и приходя в неистовство, если кто-то пытался войти. «В Федотова вселился бес», - говорили в такие минуты.  Конечно, полотна создаются, потому что без воображения нет художественности. Картинность его пейзажей - в серьезности содержания, в выношенности образа, в законченности идеи. Можно позавидовать его поколению, их возможности спокойно предаваться творчеству, не думая о хлебе насущном. У тех, кто состоял в Союзе художников СССР, как правило, государство закупало произведения, не этюды, а завершенные работы с выставок - краевых, республиканских, зональных и всесоюзных. Пять-семь тысяч советских рублей – этого вполне достаточно, чтобы быть свободным от поиска пропитания. Многие и в замыслах были свободны. Никто к ним не врывался в мастерскую, не требовал писать о революции, о героях труда. Революция как данность, тревожила  больших мастеров, как свершившийся факт также тревожит  мастеров и теперь, только нынешние думают, с какой стороны к этой теме прильнуть. Обычно, чтобы слыть оригинальным и смелым, также навязчиво вместо романтизма показывают фанатизм жестокости…

Картины-пейзажи Федотова не терялись и на всесоюзных выставках. Он был легко узнаваем, узнаваем талантливым воплощением дальневосточной природы, ее особым звучанием, тембром. Природа Дальнего Востока конструктивна, в ней - скалы, отроги, нет далеких горизонтов.  Иногда осязаемо чувствуешь, что стоишь на краю земли и перед тобой -  безбрежные пространства океана, вот как в пейзаже «Южный берег Сахалина».

 

 

 

Южный берег Сахалина. Этюд. 1960е

Холст, масло

75 х 100см.

Картинная галерея им. А. М. Федотова, г. Хабаровск

 

 

На пейзаже присутствует подпись автора, что свидетельствует: этот этюд для художника считается весьма удачным. На первом плане - высокий откос, над которым возвышается сосна, как определение мощной северной природы. Взгляд останавливается на ней и далее… безбрежный океан. Сосна часто присутствует в пейзажах Федотова, и как знак, символ увлекает в бескрайность и могущественную вечность.

Пейзажи Севера, Охотского побережья, Колымы отличаются от пейзажей Приморья и Амурских не только своей сдержанной монументальностью. Последние написаны темпераментно, более пастозно, подробнее в мазках и отличаются колористическим многообразием.

 

 

Осень в Приамурье. 1975

Холст, масло

130х130 см.

Дальневосточный художественный музей, г. Хабаровск

 

 

Я люблю дальневосточную осень Федотова. Как хорош пейзаж «Осень в Приамурье»! Хочется путешествовать по холсту взглядом, потому что каждый сантиметр его – живопись.    Кажется, что картина написана легко и естественно, будто художник и не задумывался, куда положить краску. Живопись картины замечательна яркостью цветовых сочетаний, фактурной поверхностью кладки красок, темпераментным мазком.  Красочные замесы его картин всегда восхищали профессионалов. Много красного цвета, не золотого, именно красного – это осень на Дальнем Востоке. Такую картину мог написать только счастливый человек.   Еще одна осень, сахалинская. Огромная красная поляна. Она притягивает. Цвет, горящий алым «пожаром» осени – это напряженный аккорд звука, сильный и пронзительный, он заливает большую часть полотна, в него вплетается торжественная нота гор, которая заканчивает, нет, продолжает его звучание. Небольшая палатка, видимо, геологов в пространстве осени – как постоянная жизнь в непостоянном времени года.

 

 

Осень в горах. 1979

98х137 см.  

Холст, масло

Музей изобразительных искусств, г. Комсомольск-на-Амуре

 

 

«Осень в горах» 1979 года, пожалуй, последняя.  Как мастерски создано движение в картине. Яркая, динамичная осень. Только такая и бывает на Дальнем Востоке. Здесь нет скрупулезной проработки холста, пейзаж написан в основном мастихином, композиция картины ведет нас ввысь, как величественная сила природы. Чтобы передать яркое мгновение осени, автор создает композиционно-динамичное движение в цвете. Будто осень посетила землю и взметнулась ввысь, в горы, повторяя движение втиснутой между гор реки, и там окрасила их в краткий миг великолепия.                          

Если сравнить ранние работы и последние: «Осень в горах» или «Селенгинские напевы» - произведения 80-х, заметно, как художник изменился. Изменился вместе с приобретением профессиональной легкости и умением обобщать точность эмоциональных накоплений. Две работы созданы без подробной описательности, хотя у Федотова ее никогда и не было. Здесь точные цветовые определения и темпераментная кисть, чаще мастихин. Мастихин более подходит для манеры размашистого письма.

 

 

Селенгинские мотивы

Холст, масло

Картинная галерея им. А. М. Федотова, г. Хабаровск

 

Охотское побережье и Байкал, скалы Камчатки и отроги Сихотэ-Алиня. Какие масштабы! Как мог такой хрупкий на вид человек собрать столь великолепный материал, постигнуть суть его и запечатлеть  в блестящих произведениях? Собрать не только эмоционально и созерцательно, но отточить его в живом, непосредственном материале этюдов. Сколько же сил надо иметь, чтобы выдержать такие командировки, требующие не одну - две недели? Сочинить Камчатку, упиваясь только представлениями о ней, невозможно.  

 

 

На Крайнем Севере. 1976

131х131 см.

Холст, масло

Картинная галерея им. А. М. Федотова, г. Хабаровск

 

Камчатка Федотова - фантастический полуостров. «Картина называется «На Крайнем Севере». Во весь размах холста - тело скалы. Длинными мазками художник создает ритм  картины, заставляет двигаться по плоскости холста. Тяжелый монолит скалы написан сдержанно, тяжело. Нет сочных пятен в палитре. Нет витого мазка. Скалы написаны так плотно, что кажется, художник не часто отнимал кисть от холста. Лишь полосы снега, сверкающие в расщелинах, создают ритм жизни этих скал. Здесь великолепно передано время, точнее, его отсутствие. Притягательная вечность этих скал, их безотносительная  человеку жизнь.  Порты Камчатки с их небольшими катерками в соотношении  к этим скалам кажутся игрушечными и временными.  Пейзажи-картины «На Крайнем Севере», «Петропавловск- Камчатский», «Северный причал»  наполнены душевным здоровьем и фантастической силой - это Камчатка Федотова. На мой взгляд, лучше, точнее и в тоже время художественно талантливее нет ничего в изобразительном искусстве, во всяком случае, среди дальневосточных художников.

 

 

Охотское море.1978

90 х 124 см.

Холст, масло.

Художественный музей им. М. С. Туганова, г. Владикавказ

 

Вот тебе и Север! И здесь приходит мысль, подтверждающая, что все-таки художник создает звучание, от него зависит, какой тембр будет в природе. Как замечательно мог создавать Федотов силу и тяжесть морской воды. Свинцовой, тяжелой или изумрудной при редком освещении ее солнцем. Произведение потрясает разнообразием живописных замесов. Яркая колористическая сага.

Поэт Виталий Нефедьев посвятил художнику Алексею Федотову поэму «Вечный путь», предварив ее словами: «Памяти  Алексея Матвеевича Федотова – истинного русского художника - с благоговением посвящаю». Народный художник России Виталий Дроздов в 1989 году написал портрет-картину «Забереги. А. М. Федотов». Художник Василий Зуенко в технике монотипии создал его портрет «Художник в мастерской». Существуют многочисленные портреты в карандаше и быстрые зарисовки.  Это и есть истинное признание, когда не только широкий зритель, но и братья по кисти относятся с большим пиететом к творчеству художника.

Если заходит разговор о вкладе в изобразительное искусство  России художников-дальневосточников, то непременно упоминают три имени - Григория Степановича Зорина, Алексея Матвеевича Федотова, Бориса  Герасимовича Шахназарова, ставших классиками при жизни.  В Хабаровск Федотова пригласил Григорий Зорин, один из немногих авторов, оставивших нам живописные свидетельства истории Дальнего Востока. Алексей Матвеевич  прибыл на Дальний Восток в 1957 году, будучи уже известным мастером, автором таких мощных полотен как «Хамардабанский хребет», «Байкал», «Забайкальская осень», «Таежная баллада». Сибирь его Родина.  Алексей Федотов родился 13 марта 1919 года в селе Катарбей  Нижнеудинского района  Иркутской области в обычной сибирской  рабочей семье. Отец - столяр и мать-домохозяйка, таков был привычный уклад в большинстве семей России. Первым педагогом Федотова, точнее, учителем и наставником, был  известный художник Иван Павлович Сверкунов, организатор профессионального Союза художников в Забайкалье, основатель первой художественной школы в Чите. Иван Павлович, как и отец Федотова, был репрессирован в 1937 году. С 1938 по 1941 год Алексей Федотов учился в Иркутском художественном училище,   окончить которое не успел. Началась Великая Отечественная война, и его призвали  в армию.

 

 

Таежная баллада. 1979

120х180 см.

Холст, масло

Музейно-выставочный центр Забайкальского края, г. Чита

 

Его мечту - поступить в  художественный институт в Ленинграде, осуществил младший брат, Степан Федотов. Окончив Ленинградский государственный институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина,  в 1959 году он приехал в Хабаровск в качестве преподавателя открывшегося художественно-графического факультета педагогического института. Как привычно для России, Степана Матвеевича более оценили в художественных кругах университетов Китая, только его и никого другого желали видеть в качестве квалифицированного руководителя на госэкзаменах.  Работа в институте забирала у Степана Федотова много времени, и, тем не менее, художник создавал картины и блистательные портреты своих современников.  Два талантливейших брата оставили нам достойное художественное наследие. Алексей Федотов, в отличие от брата Степана, не имел учеников. Многие маститые художники предпочитают одиночество, чтобы никто и ничто не отвлекало от основного занятия. Они могли себе позволить такие рассуждения, будучи на хорошем обеспечении государства: почти бесплатная мастерская, квартира, заказы … Надо посочувствовать молодым нынешним талантам.  

Но есть известная истина или притча, она  для всех времен: если бог дал талант, ты сам выбираешь «золотой сон или вкусную похлебку». Федотов выбрал первое.

 

 

Весна  на севере. До 1969

90х120,5 см.

Холст, масло

Дальневосточный художественный музей, г. Хабаровск

 

«Весна на Севере» - этот шедевр живописи принадлежит Дальневосточному художественному музею города Хабаровска. Определение главного признака весны заключается в карликовых деревьях на заснеженном откосе, их окрасило сдержанное солнце Севера в теплый цвет - это главный акцент в картине. Далее  - красивая, холодная гладь воды, в ней тоже присутствует весеннее, едва заметное оживление, потому ее, казалось бы, серый цвет стылой весны, совсем не серый, однозначное определение не для федотовских пейзажей. Как невозможно описать этот пейзаж, так едва ли возможно повторить сложный замес краски Федотова - все будет нелепо.

Художника никогда не посещала мысль, что главное уже совершено, что ему остается собрать все воедино и подытожить сделанное. Последний раз я была у Алексея Матвеевича, когда он болел, и в это время, тяжелое, нестерпимое, он пожелал подняться в мастерскую, благо она находилась в одном подъезде с его квартирой. На мольберте стояло большое полотно, на котором хорошо угадывалась Амур-река. Вода на холсте была в движении из-за многочисленных солнечных бликов, художник сказал: «Мне осталось дописать небо». Встреча с Федотовым изменила мое сознание окончательно. Когда смотришь на пейзажи художника, совершенно неважно, в каком костюме он ходил (и, вообще, был ли он у него),  какие правильные речи изрекал, какие звания, награды им получены. Убедилась: таланты распределяются равномерно, независимо от места рождения, особенно в России. Алексей Матвеевич Федотов ушел из жизни в январе 1985 года. Улица Фрунзе, на которой находился в ту пору Хабаровский Союз художников, была заполнена народом. Казалось, весь город пришел проститься с художником.

Сотни картин были свезены на посмертную выставку 1989 года Алексея Матвеевича Федотова, которая проходила в выставочном зале города Хабаровска (ныне галерея имени А. М. Федотова).  На выставке были представлены произведения из лучших музеев и галерей страны, а также те, что щедро передавались управлением культуры в Дома отдыха, библиотеки. Многими произведениями, чаще этюдами, насыщали самые отдаленные поселки, села Дальнего Востока. Несколько произведений на выставку были привезены даже из охотничьего поселка Чумикан. По окончании выставки все картины были возвращены, но судьба их мне не известна, на подходе были девяностые годы. Совхозы, села исчезали, а вместе с ними - клубы, Дома культуры, санатории…  

Картины Федотова имеют широкую музейную географию, пожалуй, самую широкую среди художников-дальневосточников. Его пейзажи пытаются купить коллекционеры, которые, слава Богу, появляются и у нас, на Дальнем Востоке.  Люди начали понимать: ничто так не возвышает в глазах наследников, как хорошее произведение искусства.

В пейзажах Федотова - душа и нервы, чувства и мечты. Мятущийся, мучившийся, он, вместе с тем, был личностью удивительно цельной. Главным для него было творчество. И если работать - то по большому счету. В его творчестве присутствует исполнение долга: перед собой, художником, перед людьми. Жизнь, судьба… Это уходит. Остаются деяния, остается то, что наполняет жизнь и судьбу высшим

 

 

Дальневосточный пейзаж. 1984

Картон, масло, холст

110х57 см.

Дальневосточный художественный музей, г. Хабаровск

 

 

 

 

 

 

 

 

КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ ИМЕНИ А. М. ФЕДОТОВА

 

 

 

В 1994 году Хабаровская организация Союза художников, едва ли не единственная общественная организация в России, открыла свою галерею. Галерея названа в честь пейзажиста Алексея Матвеевича Федотова, прославившего могущественные пространства весомой части страны– Дальнего Востока и Сибири.   Но галерея носит его имя не только в знак общественного признания и благодаря широкой музейной принадлежности  произведений, что, конечно, весьма существенно. Главным явилась пронзительная эмоциональная сила его работ, их художественная достоверность. Желание собрать картины дальневосточных художников, на мой взгляд, очень выгодно отличает галерею Федотова. Я бы сказала, в этом заключается ее успешность.   Мое убеждение: большей частью все исключительное, современное рождается на родной почве, во всяком случае, в русском искусстве так и было. Имя художника Федотова и в среде братьев по кисти не вызвало никакого протеста, редкий случай единения. Союз советских социалистических республик распался, но галерея, ее основание, давало тихую надежду, что не все под грифом «не представляющие художественной ценности» будет вывезено. В 90-е судьба многих произведений оказалось печальна. И не удивительно, поскольку глупость и варварство - друзья революций и перестроек. Некоторая часть и нашей коллекции состоит из произведений, выброшенных за ненадобностью. В коллекции галереи представлены живопись, графика, предметы традиционного искусства коренных народов Приамурья – произведения достойные любого музея. В собрании – работы художников Приморья и Камчатки,  Хабаровска и Комсомольска-на–Амуре, Благовещенска и Биробиджана, Сахалина и республики Саха. Имя художника Алексея Матвеевича Федотова не указывает на пристрастие галереи к какому-либо направлению в искусстве, скорее,  оно стало ее ориентиром в плане художественности и профессионализма.    

 

 

Искусство Федотова - искусство большого человеческого содержания. В его картины уходишь как в заповедный, чистый мир, которому нет начала и нет конца. От Байкала до Амура, Приморье, далее Сахалин, Камчатка, Колыма – маршруты Федотова.  Мир единственной, неповторимой, уникальной природы, которая имеет свой тембр, свое звучание: скалы, отроги, ущелья, горные реки и речушки, сопки Приморья и величественный Амур – все это тоже Россия, ее необозримая и могущественная часть.

 

 

                                                       Искусствовед, Заслуженный работник культуры

                                                                                 Татьяна Алексеевна Давыдова